Кубань, 1943 год. По решению ставки для оперативного руководства боевыми действиями на фронт прибывают заместитель верховного главнокомандующего маршал Георгий Жуков и главнокомандующий военно-воздушными силами СССР маршал авиации Александр Новиков. По данным советской разведки, на этом участке фронта немецкое командование сосредоточило основные силы 4-го воздушного флота.
Их собрали еще в начале года, во время решающего сражения за Сталинград. После разгрома сухопутной группировки «Вермахта» приказа на передислокацию частей Люфтваффе не поступило. Наоборот, разведданные говорили, противник продолжает перебрасывать на этот участок свежие части, активно обновляет авиационный парк современными истребителями, наращивает запасы топлива и авиационных бомб.
Для немецкого высшего руководства юг Украины был важным стратегическим плацдармом, от удержания которого зависел исход другого, ещё более масштабного сражения. В апреле 1943 года генеральный штаб Германии начал подготовку к операции по ликвидации так называемого Курского выступа. По плану операции поддерживать сухопутную группировку должна авиация 4-го воздушного флота Люфтваффе.
Генералу Евгению Савицкому, командиру 3-го истребительного авиационного корпуса, предстояло сыграть в этом сражении важную роль. В войсках Савицкого уважали не только как человека, который из беспризорника дорос до генерала, но и как аса, имеющего свой безупречный стиль пилотирования.
За операцию в воздухе маршал Новиков отвечает лично. Обстановка складывается не в пользу военно-воздушных сил Красной Армии. Противник превосходит по количеству и, главное, по технологичности самолётов. Противостояние советских и немецких лётчиков началось ещё в 1936 году в небе Испании, где в воздушных боях сошлись новейшие немецкие истребители Messerschmitt 109 и советские И-16.
На своем КП командующий фронтом генерал Масленников принимает тревожные доклады с малой земли. Еще немного и противник сбросит остатки частей 18-й армии в море. Как удержаться до подхода резервов? Ведь немцев в воздухе пока нет сил. И тогда маршал Новиков решает нанести удар непосредственно по аэродромам противника Саки и Сарабус.
В сумерках на взлётную полосу выруливают одномоторные бипланы У-2. Немецкая разведка засекла взлёт тихоходов, но фельдмаршал Рихтгофен не придал этому особого значения, а потому рассредоточивать авиацию не стал. Вокруг аэродромов была создана много эшелонированная система ПВО с зенитными пушками, пулемётами и прожекторами. По его мнению, У-2 большой опасности не представляли.
На самом деле, У-2 выполняли отвлекающий маневр. А на боевое задание в режиме строжайшей секретности отправились бомбардировщики Пе-2. У каждого на подвеске тысяча килограммов бомбовой нагрузки. Внезапная атака советских бомбардировщиков застала противника врасплох. Первый эшелон уничтожил систему ПВО. А второй прицельно поразил самолёты на стоянке, склады горючего и пункты управления.
Бомбы рвались повсюду. Удар стал настолько неожиданным, что многие даже не успели добежать до убежищ. Зенитки на аэродроме молчали. Одни разбиты, у других осколки уничтожили весь расчёт. Лётчики и технический персонал в панике метались по аэродрому, который считался недосягаемым для советской авиации. За одну ночь было уничтожено 170 немецких машин. Экипажи Пе-2 вернулись на аэродромы, чтобы загрузить бомбы и заправить баки горючим, а с рассветом снова отправились на боевое задание.
В этот раз их сопровождали авиаполки, которые передислоцировались на Кубань накануне. Прибытие третьего истребительного авиационного корпуса под командованием Евгения Савицкого помогло выровнять ситуацию по количеству самолетов. Кроме того, Як-7 и новейшие Як-1Б в составе этих авиасоединений были более технически совершенны.
Незадолго до переброски на Кубань, Савицкого лично вызвал Сталин. Задачу Верховный Главнокомандующий поставил жёстко и конкретно — перехватить инициативу в воздухе над Кубанью. Лётчики тренировались по 10 часов в день. Специально для подготовки пилотов в корпус передали сбитый и отремонтированный Мессершмитт 109. Это позволило не только лучше узнать технику противника, но и почувствовать собственные новые машины Як-1Б.
Самолет с индексом B запустили в серию в конце 1942 года на авиационном заводе в Саратове. На него установили новый форсированный двигатель М105ПФ мощностью 1180 лошадиных сил, что позволяло ему разгоняться до 600 км в час. Улучшилось и вооружение. Стояла 20-ти миллиметровая пушка для стрельбы через ось редуктора двигателя. Пулеметы ШКАС с калибра 7,62 мм заменили более мощными УБС калибра 12,7 мм, которые в воздушном бою были намного эффективнее.
За счёт установки нового фонаря кабины и убирающегося заднего колеса повысилась аэродинамика. Модернизированная ручка управления позволяла пилотам лучше чувствовать машину. Всё это дало истребителю вторую жизнь. С 10 декабря 1942 года по 28 января 1943 самолёты Як-1Б прошли войсковые испытания на боевое применение на Калининском и Сталинградском фронтах.
За это время на 58 самолётах было совершено 669 боевых вылетов и проведено 38 воздушных боёв. Результат 25 сбитых самолетов противника, в собственной потере 6 самолетов. И вот теперь эти машины здесь, под Кубанью. Вместе с тем серьезные потери у Мысхако заставили командующего группой армии А фельдмаршала Клейста остановить наступление и отвезти войска на исходные позиции.
На земле шли ожесточенные бои, но еще жарче было в воздухе. В сложной обстановке советские летчики стремились широко использовать вертикальный маневр, эшелонировать боевые порядки по высоте и фронту. Часто наши летчики применяли способ свободной охоты, блокирования аэродромов противника. А перехват бомбардировщиков мы могли осуществлять сильными маневренными группами истребителей на дальних подступах к линии фронта.
В советской группировке под Кубанью самолеты в своей массе разношерстные. Яки, Лаги, Лашки. И у каждого свои особенности и тактика. К примеру, Ла-5 хорошо работали в горизонтали на малых высотах, где мессеры чувствовали себя некомфортно. Немцы же в основном атаковали с превышением. Набирали скорость в пикировании, наносили удар и свечой уходили вверх.
Вот здесь их и перехватывали маневренные «яки» новых модификаций Як-7 и Як-1б, которые атаковали и прицельным огнём сбивали немецкие мессеры. В авиационных столовых, где питались лётчики разных полков, то и дело вспыхивали споры, чья машина лучше. КМСки, как сокращенно называли командиров эскадрилей, устраивали соревнования, кто завтра собьёт больше немцев.
Во многом, благодаря боевому азарту, общий счёт побед советских лётчиков стремительно рос. За три дня, в ожесточённых схватках над Мысхако, истребители уничтожили 290 самолётов Люфтваффе. Сейчас на первый план выходит мастерство и самоотверженность лётчиков. Это «Битва асов». Вольф Вильке, знаменитый немецкий лётчик, о прибытии на этот участок фронта 3-го истребительного авиационного корпуса Евгения Савицкого узнал сразу.
Уже в первом вылете пара истребителей вступила в бой с шестеркой Мессеров. Атаковали с превышением, пикировали, дали длинную очередь и снова скрылись в облаках. В результате один самолет противника задымился. Боевой порядок немцев распался.
В этот момент самолёты с красными звёздами на крыльях нанесли новый удар, повредили второй самолёт. Тогда Вильке понял, здесь на Кубани появились серьёзные соперники. И хотя собственное имя Вольфа Вильке стало в некотором смысле легендой, более 700 боевых вылетов и полторы сотни побед в послужном списке, появление корпуса прославленного советского аса, да еще на новых яках, не могло его не волновать.
Особенно, когда на кон поставлено так много. Мысхако потерян. Впереди сражение за станицу Крымская: ключевую точку передовой линии немецкой обороны. 28 апреля 1943 года. С рассветом в атаку переходят ударные части 56-й советской армии. С воздуха их поддерживает около 1100 самолетов. Противник поднимает в воздух все свои силы.
Более 800 машин. Стычки в воздухе перерастают в массовые бои истребителей. С каждой стороны участвуют до 100 машин. Потери составляют до 50 самолетов в сутки. Ни советская, ни германская военная промышленность не сможет восполнить такие потери быстро. Очевидно, что тот, кто победит в небе над Кубанью, будет господствовать в воздухе и далее.
Более того, от исхода сражения во многом зависит исход войны. Командир 3-го истребительного авиационного корпуса Евгений Савицкий и командир 3-й эскадры Вольф Вильке сами вылетают на боевые задания. Это было личное противостояние, и, хотя их вылеты категорически не одобрялись ни германским, ни советским командованием, в этот ответственный момент отказаться от асов такого уровня никто не мог.
Савицкий не перестал летать, даже когда его подбили в бою с многократно превосходящими силами немцев. Для того, чтобы лучше понимать сильные и слабые стороны противника, он освоил трофейный мессер. Савицкий обучал подчинённых по принципу «делай, как я». Воевал настолько смело и результативно, что немцы даже направили в авиационные части телефонограмму. При встрече с противником всем лётчикам обращать особое внимание на отдельно летящую пару типа Як, принять все меры для уничтожения.
Возможно, это русский генерал Савицкий. Вильке на Messerschmitt 109G имел преимущество в наборе высоты. Для того, чтобы с нивелировать это, советские пилоты придумали тактический прием эшелонирования по высотам, кубанская этажерка. Этот нюанс и компенсировали тактическим приемом.
Как только немец уходил от Як-1б с коронных для него малых высот, он попадал под перекрестный огонь других истребителей, летящих выше. На эшелонах, как в слоеном пироге, размещались истребители разных классов. Лаг-3, Ла-5, Як-7. Наши летчики бьют мессеров. Немцы идут на любые уловки. В один из дней сажают своего пилота на трофейный Як.
Он переходит линию фронта и подло бьет советские истребители, которые возвращаются с боевого задания без боеприпасов, на пределе топлива, часто раненые или на поврежденных машинах. Командование поставило задачу - уничтожить «пирата». Но как вычислить «залетного»? Командир принимает решение на самолеты своего корпуса нанести две черные полосы.
Через несколько дней поиска звено Ильи Шмелёва находит и сбивает немца, стрелявшего в спину. Сухопутные войска 56-й армии Северокавказского фронта при поддержке авиации взломали немецкую оборону и развернули бои за траншеи 2-го эшелона. Вот-вот знаменитая немецкая голубая линия будет прорвана. Вольфрам Рихтгофен стремится переломить ситуацию и наносит контур-удар по наступающим войскам Красной Армии.
В небо под прикрытием истребителей одновременно поднимаются более 50 бомбардировщиков Юнкерс-87 и Хенкель-111. С земли пехотинцы по обе стороны фронта наблюдают, как на встречных курсах над станицей Крымское сошлись около сотни самолетов. Героизм советских асов приводит противника в ужас. В считанные минуты в ожесточенной схватке противник теряет около 20 истребителей и более 30 бомбардировщиков.
Остальные, сбросив бомбы где попало, спешно уходят за линию фронта. Командующий 4-м воздушным флотом Люфтваффе фельдмаршал Рихтгофен был уже не в силах что-либо изменить. В битве за небо он потерпел сокрушительное поражение. Командующий группой армии А фельдмаршал Клейст по несколько раз в день связывался с Берлином и просил подкрепления.
Вместе с авиацией он потерял основное средство огневой поддержки сухопутной группировки. В небе безраздельно доминировали советские самолеты. 5 мая 1943 г. советские войска взломали немецкий укрепрайон, штурмом овладели станицей Крымская, развивая успех глубоко вклинились в немецкую оборону, овладели станицами Киевская и Молдаванская.
Весной-летом 1943 года ВВС СССР провели две крупных наземных операции, что создало условия для последующего наступления по всему фронту. Бои в небе Кубани дали мощный толчок в развитии ВВС Красной Армии. Промышленность наладила массовый выпуск новых и модернизированных истребителей. Командование отработало способы применения смешанных авиационных группировок.
Одно из самых крупных авиационных сражений в Великой Отечественной войне стало первым в серии еще более тяжелых и значимых побед. Инициативу в воздухе советские пилоты не уступят больше никогда. При штурме Берлина, весной 45-го, в небе над столицей Германии будут господствовать самолеты с красными звездами на крыльях. За вклад в развитие военно-воздушных сил страны, главкому ВВС Александру Новикову, впервые в истории присвоят звание главный маршал авиации.
А Евгений Савицкий до конца войны будет совершать боевые вылеты под своим позывным «Дракон». Свой последний немецкий самолет генерал-лейтенант Савицкий собьет в небе над Германией 23 апреля 1945 года, за две недели до Великой Победы.